КПТ психолог

Маршрут КПТ-терапевта

Когнитивная терапия — это активный, краткосрочный, структурированный подход. "В основе данного подхода лежит теоретическая посылка, согласно которой эмоции и поведение человека в значительной степени детерминированы тем, как он структурирует мир", - так считал доктор медицинских наук, профессор, создатель когнитивной психотерапии Аарон Бэк.

Аарон Бэк
создатель когнитивной психотерапии
1921-2021
КПТ – пожалуй, единственный доказательный, проверенный подход в психотерапии. Ссылки

Цели КПТ-терапии, как вижу их я:
1) установить доверительные отношения с клиентом, отношения, основные на сотрудничестве на протяжении всей терапии, для максимально эффективного решения запроса клиента,
2) сделать терапию (кол-во сессий), как можно короче,
3) дать инструменты и системные знания, с помощью которых Вы сможете быть терапевтом для самого себя по окончанию терапии - это важное умение для профилактики рецидивов.

Свои Задачи, как КПТ-терапевта, я вижу следующими:
1) суметь встать на строну вашей реальности, вашего мира и попробовать взглянуть на проблему вместе с вами из одной точки,
2) научить Вас на практике распознавать взаимосвязи между собственными мыслями, эмоциями и поведением,
3) показать Вам, что терапия - может быть прозрачной, структурированной и последовательной.
План работы на сессиях
Маршрут КПТ - терапии
  • Первая сессия
    Оценочная сессия: знакомство, оценка списка проблем и целей, составление плана работы

    По итогам первой встречи вы поймете:
    1) что ожидать от терапии,
    2) что ожидать от терапевта,
    3) каким образом будет осуществлять терапия,
    4) каков ближайший план действий.
  • Рабочие сессии
    Примерная структура рабочей сессии:

    1) обсуждение повестки дня, контроль изменений, обсуждение домашнего задания,
    2) проработка конкретных проблем: применение КПТ-техник, дискуссий, обсуждения,
    3) уточнение домашнего задания, обратная связь.

  • Концептуализация
    По сути это большой документ, который мы будем составлять весь курс терапии - это то, как терапевт понимает пациента.

    Чем-то он будет напоминать протокол рабочей встречи.

    Отличный инструмент для систематизации и структуризации каждой сессии - он дает понимание и клиенту и терапевту о том, что оба понимают друг друга и движутся в верном направлении.

  • Изменения
    Подведение итогов, результатов, оценка, сокращение числа встреч, обсуждение возможности поддерживающих сессий.

    Результат работы:
    мы добились устойчивых эмоциональных и поведенческих улучшений.

    Оценку производит клиент.
МЫСЛИ - это лишь интерпретации ?
Прибывая в уверенности в том, что вы жираф, вы не станете из-за этого жирафом :)
Мысли делятся на конструктивные и не очень , в КПТ-подходе говорят: функциональные и дисфункциональные.

С функциональными все просто - они помогают нам, и , как правило, несут позитивные эмоции.

А вот те, что запускают, например, тревогу, страх, гнев, вину - отнесем к "дисфункциональным" или по-другому - искажениям.
МЫСЛИ - это лишь интерпретации, представления, и даже ДОГАДКИ. Они могут быть как верными , так и неверными или верными лишь отчасти.

Образно говоря, прибывая в уверенности в том, что я жираф, я не стану из-за этого жирафом :)


ЭМОЦИИ - что на них влияет ?
Бесполезно доказывать кому-то и даже себе, что, обжигаясь, вы будите чувствовать радость и блаженство.
ЭМОЦИИ (чувства) и наше поведение предопределяют наши мысли – то как мы думаем. ДА, именно так. Думаем мы, что в декабре холодно, а где-то тепло и солнце –запускаются эмоции грусти, печали; думаем мы, что в декабре будет Ёлка, гирлянда и подарки – чувствуем радость , счастье, предвкушение, оживление, надежду!
Мысли и эмоции – это разные вещи!
Оспаривать ЭМОЦИИ получается бессмысленно! Бесполезно доказывать кому-то и даже себе, что, обжигаясь, вы будите чувствовать радость и блаженство.
Именно мысли способны регулировать наши ЭМОЦИИ: побуждать, усиливать или ослаблять их!
Забронируй время сейчас!
Бесплатная сессия ( встреча ) , он-лайн, 45 минут.
НА что мы реагируем ?
Применяя психологические техники, поведение человека может быть изменено.
Реакции человека на конкретные ситуации - это ответы на возникающие "автоматические мысли".
Всего три реакции: эмоциональная реакция ( разбирали выше), телесная и поведенческая.

Реакции ТЕЛА или по-другому психосоматика, могут быть: учащенное сердцебиение, потение ладошек, покраснение лица, боль в животе, боль в шее или спине и т.д...

Поведение - это компенсаторные стратегии, которые "включаются" почти в автоматическом режиме.

Вообще, психотерапия опирается на одно простое, но фундаментальное положение, а именно, посредством применения психологических техник поведение человека может быть изменено А. Бандура (1961 г.).

Ссылки на эмпирические исследования:
Перечень контролируемых экспериментов, которые под­твердили эффективность КПТ в лечении:
  • депрессии (см. мета-анализ: Dobson, 1989),
  • генерализованного тревожного расстройства (Butler, Fennel, Robson, & Gelder, 1991),
  • панического расстройства (Barlow, Craske, Gerney, & Klosko, 1989; Beck, Sokol, Clark, Berchick, & Wright, 1992; Clark, Salkovskis, Hackmann, Middleton, & Gelder, 1992),
  • социофобии (Gelernter и др., 1991; Heimberg и др., 1990),
  • расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (Woody и др., 1983),
  • расстройств приема пищи (Agras и др., 1992; Fairburn, Jones, Peveler, Hope, & Doll, 1991; Garner и др., 1993),
  • проблем в отношениях с пар­тнером (Baucom, Sayers, & Scer, 1990),
  • госпитальной депрессии (Bowler, 1990; Miller, Norman, Keitner, Bishop, & Dow, 1989; Thase, Bowler, & Harden, 1991),
  • обсессивно-компульсивного расстройства (Salkovskis & Kirk, 1989),
  • посттравматического стрессового расстройства (Dancu & Foa, 1992; Parrott & Howes, 1991),
  • расстройства личности (Beck и др., 1990; Layden, Newman, Freeman, & Morse, 1993; Young, 1990),
  • рекуррентной депрессии (R. DeRubeis, личное общение в октябре 1993 года),
  • хронического болевого синдрома (Miller, 1991; Turk, Meichenbaum, & Genest, 1983),
  • ипохондрического расстройства (Warwick & Salkovskis, 1989),
  • шизофрении (Chadwick & Lowe, 1990; Kingdon & Turkington, 1994; Perris, Ingelson, & Johnson, 1993).